Высоко в Карабахе: как живет армянский монастырь после перехода региона к Баку | Статьи

Баку приветствует миссию ЮНЕСКО в Карабахе и ведет согласование визита представителей организации. Об этом «Известиям» заявили в МИД Азербайджана. Там отметили: республика намерена сохранить всё наследие региона, включая христианские святыни, без политизации этого вопроса. Корреспондент «Известий» побывал в монастыре Дадиванк, который с ноября 2020 года находится под защитой российских миротворцев — вся территория вокруг храмового комплекса по трехстороннему соглашению перешла Азербайджану. Выходить за пределы монастыря — например, для посещения часовен в окрестностях Дадиванка, — монахам запрещено. По словам священнослужителей, спокойствия в регионе по-прежнему не наблюдается, однако есть надежда на то, что оба народа — и армяне, и азербайджанцы — смогут жить вместе.

Храм двойного назначения

Монастырь Дадиванк XIII века, согласно договоренностям, с 15 ноября 2020 года охраняют российские миротворцы. На его территории проживают монахи армянской церкви во главе с отцом Нерсесом Арутюняном. Вся территория вокруг контролируется азербайджанскими военными.

Дорога к монастырю идет по горам через перевал Омар на высоте 3126 м над уровнем моря. К Дадиванку нас везут на военных грузовиках НефАЗ 4208. Из окна машины то слева, то справа возникает жуткая картина: резкие петли серпантина без отбойников, внизу — пропасти с журчащими реками, на некоторых поворотах — остовы разбившейся техники. Встречаются и совсем свежие обломки военных машин — очевидно, оставшиеся после октябрьской войны прошлого года.

дорога к Дадиванку

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эльнар Байназаров

Через перевал Омар пройдет еще одна стратегическая магистраль Азербайджана в Карабахе (первая проложена на юге от Физули до Шуши), которая свяжет второй по величине город страны Гянджу с Кельбаджаром. Потому на горной дороге периодически возникают пробки из строительной техники и бензовозов. Со всеми заминками путь из Гянджи к Дадиванку занимает пять часов.

На подъезде к монастырю замечаю сожженные дома, от которых остались только стены. Но это не результат военных действий, поскольку в Кельбаджарском районе активных боев в населенных пунктах не велось — шли бои за высоты. Дома сожгли местные жители, уходившие из сел Кельбаджара в период с 10 по 25 ноября. Именно здесь были сняты облетевшие мир кадры, где покидающее район армянское население вырубает деревья вдоль дорог и распускает лошадиные табуны.

Помимо журналистов в военном грузовике едут священнослужители албанской церкви и представители удинской общины — христиане, живущие на территории Азербайджана еще с V века до н.э. Удины считают монастырь Дадиванк (Худавенг) наследием албанской церкви и с декабря 2020 года проводят здесь воскресные службы наравне с армянским духовенством. Цель нынешней поездки — провести пасхальную молитву в монастыре и показать единство всех христианских деноминаций.

сожженные дома по дороге к монастырю

Сожженные дома по дороге к монастырю

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эльнар Байназаров

— Никаких провокаций в монастыре мы устраивать не собираемся. Мы накроем пасхальный стол, за который сядут представители четырех церквей — армянской, православной, албанской, есть с нами и протестанты. Это прекрасный пример того, что мы можем найти общий язык, что есть общие нити, которые объединяют наши народы, — пояснил «Известиям» председатель Албано-удинской христианской религиозной общины Роберт Мобили.

В дар представителям других конфессий и христианских деноминаций священник привез экземпляры Библии на удинском языке.

«У часовен дежурят снайперы»

Перед входом в Дадиванк российских журналистов и представителей удинской общины встречают российские миротворцы и православный священник — отец Борис. Встреча с ним оказалась незапланированной: батюшка совершал объезд российских частей в Карабахе и как раз заскочил в Дадиванк: привез миротворцам пасхальные куличи из Москвы.

Представители армянской церкви стоят чуть поодаль и смотрят на прибывших с удивлением. Провести пасхальную службу в храме представителям удинской общины они позволяют, но пускать внутрь репортеров азербайджанского телевидения отказываются и ссылаются на то, что аналогичный запрет Баку ввел для армянских журналистов.

представители церкви в монастыре

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эльнар Байназаров

— Будет нечестно, если одним разрешат съемку, а другим нет. Поэтому мы решили: ни тем ни другим. Приехали в дом Божий — молитесь, а съемку проводите вне храмовых помещений, — объяснил свое решение настоятель Дадиванка иеромонах Нерсес.

Он возглавил монастырь уже после октябрьской войны и перехода Кельбаджарского района под контроль Азербайджана. До этого служил в храмах в Австралии, Польше, Египте.

— Служивший до меня в Дадиванке священник был брачным (женатым. — «Известия»), а я безбрачник, и все, кто здесь сейчас служат, тоже. А те, кто с семьями, уехали, потому что ну невозможно общинно жить. А мы живем уже классической монастырской жизнью, как и должны жить монахи, — отметил священнослужитель в беседе с «Известиями».

Верующие из Армении приезжают в Дадиванк по воскресеньям, но не более 10 человек — такое ограничение азербайджанская сторона объясняет коронавирусом, отметил иерономонах.

встреча журналистов служителями церкви

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эльнар Байназаров

По его словам, чувства безопасности в регионе за прошедшие полгода не появилось. «Но мы молимся, что мы сможем жить вместе, как раньше», — подчеркивает священник.

Я был маленьким, у нас были соседи азербайджанцы, с которыми мы дружили, наши родители дружили. Сейчас, к сожалению, я пока не вижу общего языка, не вижу согласованности, — признался он. — Но то, что не могут люди, может Господь. И об этом мы молимся здесь, в Дадиванке.

Диакон Тигран проводит небольшую экскурсию и показывает на небольшие здания на вершинах гор. Вокруг Дадиванка есть шесть часовен, но доступа к ним у монахов нет — выходить за огороженную забором территорию монастыря им запрещено. У часовен дежурят снайперы, подчеркивает диакон. Так это или нет, выяснить не получается.

— Каждое воскресенье с паломниками приходит обоз пропитания. Но вот, например, в середине апреля азербайджанская сторона не пустила паломников из-за коронавируса, и мы ничего не получили, некоторое время сидели голодные. Но ладно, российские миротворцы помогли, — уточнил Тигран.

Споры за наследие

Одна из главных уже поствоенных проблем, с которой столкнулся Карабах, — сохранение культурного и исторического наследия в регионе. Обе стороны конфликта обвиняют друг друга в уничтожении памятников и обращаются к мировому сообществу за помощью.

В ноябре 2020-го президент России Владимир Путин провел телефонный разговор с лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым, в ходе которого «подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности» христианских храмов и монастырей в районах Нагорного Карабаха, которые переходят Баку. Алиев в ответ заверил, что храмы «будут должным образом охраняться государством» и ими смогут пользоваться христиане.

Российские миротворцы у монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе

Российские миротворцы у монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе, ноябрь 2020 год

Фото: РИА Новости/Давид Галстян

Пример Дадиванка, который взяли под свою защиту российские миротворцы, следует распространить на все другие памятники армянского наследия в регионе, заявил «Известиям» глава МИД непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Давид Бабаян. По его словам, за последние 30 лет «во всем Карабахе ни одна мечеть не была повреждена», поскольку «нет восприятия этого конфликта как межрелигиозного».

Мы отреставрировали мечеть в Шуши. А что они (азербайджанцы. — «Известия») делают? Уничтожают наши церкви в этих районах, пытаются их деарминизировать и превратить в албанскую церковь, то есть занимаются переписыванием истории, — заключил политик.

Армения уже несколько раз обращалась к ЮНЕСКО, с тем чтобы та взяла под защиту культурные ценности региона, напомнил Давид Бабаян. И хотя еще 20 ноября 2020 года гендиректор ЮНЕСКО Одре Азуле сообщила, что готова направить миссию в Карабах для помощи в восстановлении культурно-исторического наследия региона, пока никаких конкретных шагов предпринято не было.

В пресс-службе организации не смогли предоставить оперативный ответ на запрос «Известий».

Посол по особым поручениям МИД Азербайджана Эльшад Искендеров заявил «Известиям», что Баку находится в контакте с организацией и готовит визит комиссии ЮНЕСКО в районы, перешедшие под контроль республики.

— Баку приветствует миссию по оценке всего культурного наследия Карабаха, о чем неоднократно заявлял и президент Ильхам Алиев. Более того, наши профильные ведомства находятся в конструктивном диалоге с ЮНЕСКО — уже идет согласование технических параметров миссии. Поэтому любые спекуляции на эту тему безосновательны, а политизация ее — недопустима, — подчеркнул дипломат.

виды Дадиванка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эльнар Байназаров

По его словам, ответственность за недопуск в Карабах в течение десятилетий оценочной миссии ЮНЕСКО несет Армения. Представитель МИДа также отметил, что мировое сообщество не оказывало все эти годы должного влияния на Ереван с целью допустить экспертов-культурологов на эти территории.

Освобождением территорий от оккупации, мы сами и обеспечили условия для реализации миссии ЮНЕСКО, — констатировал Эльшад Искендеров. — Мы же ставим вопрос о том, что все культурное и религиозное наследие, в том числе всё христианское наследие в Карабахе, должно оберегаться и восстанавливаться.

МИД Азербайджана еще в апреле отчитался, что на освобожденных землях выявлено уничтожение более 400 памятников из 3 тыс., существующих на этой территории.

Горячие обсуждения
  • Загрузка...
  • Наша позиция
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector