Когда на свет появилась «Нива», ВАЗ 2121, оказалось, что этот автомобиль невероятно популярен. Секрет успеха был не только в доступности машины. Во многом «Ниву» полюбили за какую-то фантастическую проходимость. Для восьмидесятых годов 20 столетия это был настоящий прорыв.
Давайте вспомним, как появился первый советский вездеход. По легенде, «крестным отцом» автомобиля был председатель Совмина, Алексей Косыгин, который дал работникам завода в Тольятти негласное задание выпустить машину для села, а не для города.
Первой мыслью конструкторов было, не мудрствуя лукаво, попросту оснастить существующее шасси ВАЗ 2101, «копейки», отключаемым приводом на передний мост. В свое время такая схема успешно работала на ГАЗ. Но, немного подумав, все же решили применить иное решение.
Дело в том, что коллеги с МАЗа лет на 20 раньше столкнулись с проблемой постоянных поломок полностью исправных грузовиков. На тот момент в автомобилях использовались 3 варианта привода:
- передний мост (отключаемый);
- задний мост (отключаемый);
- оба моста (без отключения).
Анатолий Лефаров, один из инженеров, бившихся над проблемой, сумел выяснить, что поломка происходила из-за перегрузки ведущих колес. Тогда он предложил, в добавление к уже существующим приводам в схеме, добавить межосевой дифференциал.
Идея полностью себя оправдала. Поломки прекратились, уменьшился расход топлива, а еще МАЗ обрел просто фантастическую проходимость в сочетании с такой же невероятной грузоподъемностью. Поэтому вазовцы решили позаимствовать решение Лефарова.
Как оказалось, они не прогадали. На «Ниву» 4Х4 сразу же возник бешеный ажиотаж за рубежом. В ФРГ, даже при условии всеобщей доступности любых товаров, на русский вездеход Lada Niva записывались в очередь. Из-за этого сначала удвоили, а позже утроили объемы производства. И данный рекорд «Нивы» не побит до сих пор.