О возрождении отечественного самолетостроения задумывались уже давно. Но каждый раз что-то мешало. В нулевых, в самом начале, все бы было гораздо проще. Нужно было всего лишь возобновить финансирование КБ и заводов, в которых еще оставались специалисты. И заблокировать ввоз импортной продукции. Ведь, в сущности, «Боинг» – это не предел совершенства. Просто продукт глобализации.
И вот, если бы все это было сделано тогда, сейчас бы, скорее всего, россияне летали на Ту-204, Ту-334, Як-42 и Ил-96. Вроде путь простой, но не очень выгодный. Потому как авиапром все же безнадежно отставал. И очень хорошо, что тогда ничего не случилось.
Применение нестандартных подходов позволило создать совсем другие машины. Экономичные. Современные. Внешне не уступающие импортным аналогам. Причем в самолетах планировалось использовать как импортные комплектующие, так и отечественные.
Яркий пример – МС-21. На нем будут установлены двигатели ПД-14 российской разработки. Кроме того, возможна замена на иностранный аналог. Машина уже показала себя в деле на МАКС-19. Ил-114 был создан по другой схеме. За основу взяли советскую разработку, которую адаптировали к современным условиям.
Ил-112 вообще сделан «с нуля». Причем на 100 % из российских узлов и деталей. Его ниша – военная авиация, а не гражданская. А вот Ан-148 оказался неудачным вариантом. Его создавали в украинских КБ, что ставило Россию в определенную зависимость от поставки комплектующих.
Если так пойдет и дальше, то скоро отечественные самолеты полностью заменят как устаревшие модели, так и импортные аналоги. И в нашем небе опять будут безраздельно властвовать «аны» и «илы».