На цвет золота: в чем коммерческая тайна великого Пабло Пикассо | Статьи

Его называют чародеем и волшебником, мессией, определившим развитие искусства, «сейсмографом конфликтов, смятений и боли своего времени». Ему посвящены сотни выставок и монографий, но его жизнь и творчество по-прежнему таят в себе неразгаданную до конца тайну. Только в 2020 году на торгах ушло с молотка около 3,4 тыс. работ Пабло Пикассо — в итоге общая стоимость проданных картин художника достигла $600 млн. 25 октября исполняется 140 лет со дня рождения автора «Герники» и других знаковых картин, ставших вехами в истории мировой живописи. О том, в чем заключался (и заключается) коммерческий секрет гения — в материале «Известий».

Гений арт-рынка

Одними из первых его оценили русские философы, художники, критики и коллекционеры. «Пикассо — гениальный выразитель разложения, распластования, распыления физического, телесного, воплощенного мира, — писал в 1914 году философ Николай Бердяев после посещения московской галереи Сергея Щукина. — Перед картинами Пикассо я думал, что с миром происходит что-то неладное, и чувствовал скорбь и печаль гибели старой красоты мира, но и радость рождения нового».

Уже в те годы вокруг его творчества в России вспыхнули ожесточенные дебаты. В нем видели провозвестника апокалипсиса, сравнивали с сатаной, который явился, чтобы уничтожить искусство, называли воплощением нечистой силы и исчадием ада. Причисляли к шизофреникам, считали «ловким интриганом» и даже сравнивали с главным «бесом» Достоевского Николаем Ставрогиным.

«Когда же вы входите в комнату, где собраны творения Пабло Пикассо, — признавался философ Сергей Булгаков, — вас охватывает атмосфера мистической жути, доходящей до ужаса… Вас объемлет ночь, страшная, безликая, в которой обступают немые и злые призраки, какие-то тени. Это — удушье могилы».

музей

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

В России больше всего картин Пикассо было именно в щукинском собрании.

— В 1908 году Сергей Иванович посетил его в парижской мастерской Бато-Лавуар, присматривался, но ничего не купил, — рассказал «Известиям» внук коллекционера Андре-Марк Делок-Фурко. — На следующий год у маршанов он приобрел несколько работ Пикассо. Первую, «Даму с веером», вначале повесил в коридоре, долго рассматривал. В конце концов, он так увлекся художником, что купил в общей сложности полсотни его полотен. Мой дед был одним из первых, кто принялся раскручивать Пикассо.

Но и сам мэтр тщательно выстраивал свои отношения с галерейщиками, охотно примеряя роль гения маркетинга. На протяжении десятилетий он был одним из главных ньюсмейкеров в Париже, названивал в популярный журнал «Пари Матч», предлагая «эксклюзив» в расчете на публикацию.

— Я не шучу, когда говорю, что Пикассо изобрел арт-рынок, в котором чувствовал себя как рыба в воде, — рассказывает «Известиям» писательница Софи Шово, автор двухтомной биографии художника «Взгляд Минотавра» и «Если я когда-нибудь умру». — Он водил маршанов за нос, сталкивал их лбами, откровенно издевался над ними. В отношениях с галереями он проявил себя искусным стратегом.

Когда в мастерскую являлись торговцы, Пикассо навязывал им свою игру. Перед их визитами Пикассо и его спутница Франсуаза Жило репетировали сценку, имитирующую ход будущих торгов. «В конце концов всё должно было завершиться триумфом Пабло, — писала Франсуаза Жило в книге «Моя жизнь с Пикассо». — Он брал верх над всеми, ведь он был наделен более острым умом, более необузданной фантазией, более ярким воображением, арсенал его воображения был богаче, чем у его противников».

Аукционист объявляет ставки на одну из 11 картин и работ Пикассо

Аукционист объявляет ставки на одну из 11 картин и работ Пикассо, представленных на аукционе Sotheby’s в Лас-Вегасе, 23 октября 2021 года

Фото: REUTERS/Bridget Bennett

Однако даже упрямому Пикассо порой приходилось уступать. Согласно легенде, однажды он принес очередную «обнаженку» парижскому галерейщику Полю Розенбергу, который потребовал немедленно унести назад «эту ж…». Он боялся отпугнуть богатых клиентов из ханжеско-целомудренных Соединенных Штатов.

В прошлом году, по оценкам платформы Artpice, только на аукционах ушло с молотка около 3,4 тыс. произведений Пикассо, а общая сумма продаж его работ достигла $600 млн. Каждое появление шедевра на торгах становится событием.

Уорхолл против

Софи Шово признает, что у нее нет рационального объяснения головокружительному росту цен на картины Пикассо. Свою версию предложил «Известиям» внук художника и Ольги Хохловой Бернар Руис-Пикассо.

— Ничего искать не надо. Смотрите шедевры Пикассо — самого популярного и выдающегося художника минувшего столетия — и вы всё поймете. Время всё расставило по местам. Разве случайно за его работы на торгах ведут баталии супербогачи, включая русских? Пикассо во всех смыслах знал себе цену.

Бернар Руис-Пикассо осторожен в прогнозах, но не исключает, что в один прекрасный день коллекционеры будут готовы выложить за работу Пикассо сумму, близкую к рекордным $450 млн, которую в 2017 году заплатил за «Спасителя мира» Леонардо да Винчи саудовский принц. Эту картину выставил на торги российский олигарх Дмитрий Рыболовлев, который пять лет назад приобрел ее «всего» за $127,5 млн.

Франсуаза Жило и Пабло Пикассо

Франсуаза Жило и Пабло Пикассо, 1951 год

Фото: Getty Images/Lipnitzki

33-томный каталог-резоне Пикассо включает около 16 тыс. произведений художника — от картин и скульптур до керамики и гравюр. Досужие умы прикинули, что за продажу всего наследия можно выручить около $10 млрд. Однако если у вас дома вдруг есть Пикассо, не надо спешить с ним на арт-базар. Если верить Artprice, деньги, вложенные в его работы, за 20 минувших лет принесли 200% дохода.

— Было бы странно, если бы Пикассо не стал одним из самых дорогих в мире художников, — подчеркивает бывший директор парижского Музея Пикассо Лоран Ле Бон, который только что возглавил Центр Помпиду. — В поисковиках он и Леонардо да Винчи занимают лидирующие позиции среди живописцев всех времен и народов. Так было, есть и будет в обозримом будущем.

Наиболее востребованными остаются картины Пикассо, написанные в 1932-м, который называют «эротическим годом» в его творчестве. Это свыше ста полотен, которые непременно принесут новые рекорды. Однако коллекционеры охотятся не только за эротикой, но и за работами его «голубого» и «розового» периодов, а также неоклассическими портретами Ольги, которые чрезвычайно редко попадают на аукционы.

В первую дюжину самых дорогих картин современности попали пять Пикассо во главе с «Алжирскими женщинами. Версия О», купленными за $179,4 млн. Сегодня главный соперник прославленного испанца — американский поп-артист Энди Уорхолл, ценовой рекорд которого поднялся до отметки в $105,4 млн.

Интерес к Пикассо подогревают бесконечные выставки во всем мире, собирающие миллионы «паломников». Не так давно в рамках проекта «Пикассо и Средиземноморье» в 10 странах прошли 60 экспозиций. К 140-летней годовщине со дня рождения Пикассо приурочена грандиозная ретроспектива, которая только что открылась в Лувре-Лансе — филиале главного музея Франции.

— Пикассо много не бывает, — делится с Известиями» на условиях анонимности парижский арт-дилер, который работает и с русскими клиентами. — Спрос на него опережает предложение. Для многих Пикассо — прежде всего выгодная инвестиция. В частных коллекциях за семью замками спецхранов упрятаны уникальные вещи, которые рано или поздно появятся на рынке.

Нынешние владельцы не спешат с ними расстаться, ждут очередного витка цен. В этом отношении мэтр не сказал своего последнего слова. Ценового потолка нет и не будет. Котировка Пикассо никогда не рухнет, потому что слишком много в него вложено денег.

Горячие обсуждения
  • Загрузка...
  • Наша позиция
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector