Эволюция интеграции | Мнения | Известия

В результате встречи президентов России и Беларуси 9 сентября 2021 года стороны согласовали 28 программ дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства. Это решение получило широкий набор откликов во всем диапазоне от восторженных до крайне негативных. Однако существенная их часть основывается на эмоциях или политологическом анализе, в то время как большинство программ приведут к действиям, которые самым серьезным образом могут сказаться на экономике наших стран и стать одним из драйверов развития связей на всем постсоветском пространстве.

По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, более 30% белорусского ВВП формируется за счет связей с Россией. Это не только прямые эффекты от изменения динамики товарооборота. Дело в том, что часть торговых связей наших стран не имеет альтернативы и не может быть быстро замещена за счет поставок из третьих стран. Достаточно вспомнить поставки российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. В условиях санкций, которые были наложены странами Запада на Белоруссию, этот вопрос стал еще более значимым, так как под ограничения попали крупнейшие предприятия республики.

Для России эти связи также значимы и формируют не менее 2-4% от общего объема ВВП. Но более важно то, что между нашими странами сохраняется достаточно высокий уровень кооперации в производственной и научной сферах, который обладает потенциалом дальнейшего расширения. Для простых граждан это заметно по большому количеству магазинов с белорусской продукцией в городах России или по возможности использования привычных российских цифровых потребительских сервисов на территории Белоруссии.

Нужно прямо сказать, что к 2020 году белорусская экономика подошла к структурному кризису. Он не определялся масштабным падением экономической активности и был связан с исчерпанием модели развития, которая реализовывалась в стране на протяжении двух десятков лет. Она основывалась на максимальном использовании производственных мощностей, доставшихся республике от СССР, и поставках энергоносителей из России по приемлемым ценам. Наличие относительно качественных мощностей по переработке нефти и производству удобрений давало в этих условиях возможность балансировать параметры внешней торговли.

Ключевые проблемы белорусской экономики состоят в том, что внутренний рынок относительно небольшой для обеспечения устойчивого роста качества жизни в стране, а эффективность большинства производственных мощностей постепенно перестает удовлетворять современным требованиям. В этих условиях сохранение высоких стандартов социальной поддержки граждан уже требует использования внешнего заемного финансирования.

Ситуацию можно переломить только интенсивными действиями в области экономической политики, направленными на модернизацию экономики, позволяющей адекватно реагировать на возникающие вызовы, связанные с изменением мировой системы торгово-экономических связей, глобальной климатической повестки т.д. В условиях значительных структурных сдвигов в мировой экономике застой неизбежно влечет нарастание как финансового, так и социального напряжения в стране.

Часть белорусского общества считает, что переориентация фокуса экономического взаимодействия на Европейский союз способна дать необходимый импульс развитию страны. Интуитивно этот выбор понятен: уровень жизни в странах ЕС выше. Однако опыт Украины и ряда новых членов ЕС из Восточной Европы показывает, что этот путь не простой. Более того, для Белоруссии с ее развитой промышленностью и сельским хозяйством он с высокой долей вероятности будет связан с глубоким шоком и выбраковкой целых секторов экономики, рисками снижения социальных стандартов.

Ориентацию на расширение сотрудничества с Россией можно рассматривать как эволюционный путь для белорусской экономики. С одной стороны он позволяет сохранять доходы от кооперации с Россией и другими странами ЕАЭС, а с другой — формировать условия для привлечения необходимых ресурсов в целях модернизации ключевых производств, обеспечивающих доходную базу для экономики.

Для перехода к такой модели требуется несколько ключевых условий, направленных на макроэкономическую стабилизацию. Прежде всего, это устойчивость цен на важнейшие виды энергоносителей. Решения в этой области приняты президентами в ходе встречи 9 сентября. Во-вторых, это гармонизация экономической политики, что снимет различные проблемы в части курсообразования, системы налогообложения и т.д. В-третьих, это формирование единой платежной системы. В-четвертых, беспрепятственный допуск белорусских предприятий на российский рынок госзакупок.

Возможно, наиболее острым вопросом для перспектив развития белорусской экономики можно назвать вопрос о собственности. К сожалению республика не обладает достаточным набором финансовых ресурсов для активной модернизации базового ядра промышленности. Провести такую модернизацию за счет государственных кредитов тоже будет крайне сложно. Соответственно речь идет о привлечении крупного бизнеса к этой задаче. Понятно, что это чувствительный вопрос, связанный с экономическим суверенитетом. Российский бизнес знает белорусский рынок, а Россия выступает важнейшим рынком для поставок продукции из этой страны. Поэтому выработка взаимовыгодного формата корпоративного взаимодействия российских и белорусских компаний может стать важным элементом модернизации экономики Беларуси и дальнейшего развития интеграции.

Проекты Союзного государства обсуждались достаточное время и неплохо проработаны, они могут дать существенный положительный результат для обеих стран, однако многое будет в данном случае зависеть от России. Насколько наша страна будет способна последовательно реализовывать достигнутые договоренности, обеспечивать их в том числе и финансово. А вот это будет зависеть от того, насколько эффективно наша страна сможет реализовывать собственную стратегию развития экономики и общества.

Автор — директор Института народохозяйственного прогнозирования РАН

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Горячие обсуждения
  • Загрузка...
  • Наша позиция
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector