В девяностых планировалось проложить масштабную железнодорожную магистраль, соединив Соликамск и Архангельск. Такая схема позволила бы существенно сократить путь для доставки грузов из Сибири, с Урала к морским воротам страны. Кроме логистики, «Белкомур» предполагал развитие инфраструктуры регионов, что только способствовало бы привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, притоку рабочей силы.
Но вот как-то так получилось, что окончательная реализация проекта все откладывалась и откладывалась. Поразительно, что сама идея витала в воздухе даже не в 1995, а гораздо раньше – еще в начале 20 столетия. И эпизодически, под разными названиями, к ней обращались различные эшелоны власти.
После Великой Отечественной войны были проложены линии Архангельск-Карпогоры, Микунь-Вендинга и Вендинга-Сыктывкар. В существующей ситуации необходимо заново создать порядка 1,2 тысячи километров железной дороги. Кроме того, модернизировать остальные. К тому же сейчас Соликамск, Сыктывкар, Вендига и Карпогоры – тупиковые станции. Со временем все это должно измениться.
К «Белкомуру» пытались вернуться в 2002, а позже – в 2008 году. Но более-менее проект получил шансы на реализацию в наше время. Концепция даже была включена в план стратегического развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года. Но… воз и ныне там. Есть надежда, что в стране все-таки найдутся инвесторы и желающие завершить грандиозный проект.